Анх-эф-на-Хонсу

Материал из Телемапедии
Стела Откровения (Каирская стела А 9422). Фигура, стоящая справа, — изображение Анх-эф-на-Хонсу.

Анх-эф-на-Хонсу (егип. Anḫ-f-n-ḫnsw) — жрец египетского бога Монту, живший в Фивах в период 25-й—26-й династий [1]. В Телеме известен как человек, которому посвящена Стела Откровения, и как магическое имя Алистера Кроули в качестве писца, воспринявшего и записавшего Книгу Закона.

Значение имени

Анх-эф-на-Хонсу — древнеегипетское имя собственное, которое было широко распространено в эпоху Третьего переходного периода и Позднего царства (XI—IV вв. до н.э.). По данным современной египтологии, это имя (егип. Anḫ-f-n-ḫnsw) переводится как

«Он живет ради Хонсу» [2] (Хонсу — лунный бог, почитавшийся в Фивах).

Устаревшая интерпретация,которая была известна Алистеру Кроули, —

«Да живет он в Хонсу».

Современная телемитка — Сестра Лютея предлагает вольное символическое истолкование имени Анх-эф-на-Хонсу:

«Анх — это одновременно и орудие, и символ, означающий «новая жизнь». «Эф» в сочетании с каким-либо другим словом придает ему характер восклицания [3]. Слово «на» обычно используется как предлог со значением «для», «принадлежащий чему-либо», «через», «ради» или «потому что». Хонсу — приемный сын Амона и Мут в составе фиванской триады. Его имя происходит от слова со значением «пересекать», «странствовать» или «переходящий, путешествующий». Таким образом, все имя в целом можно перевести как «истина, совершившая переход» [4].

Биографические сведения

Фиванский жрец Анх-эф-на-Хонсу был служителем Монту — Бога войны, почитавшегося в том же городе и носившего эпитет «владыка Фив». Египтологи начала XX века датировали время жизни Анх-эф-на-Хонсу периодом XXV—XXVI династий, но многие современные исследователи относят расцвет его деятельности к более ранним годам (конец XXIII династии, ок. 725—716 гг. до н.э.). Анх-эф-на-Хонсу происходил из знатного рода и был женат на дочери верховного казначея страны, родившей ему троих детей. Его дед был жрецом Амона, а отец, Бэсэнмут I (Бэс-н-Мут), упомянутый в тексте погребальной стелы, — жрецом Монту; имя его матери, Танешет (Танех), жрицы Амона-Ра, также названо в тексте.

Погребальная стела

Основная статья: Стела Откровения.

Погребальная стела Анх-эф-на-Хонсу (Каирская стела А 9422; по старой классификации — экспонат № 666 из Каирского музея Булака) — деревянная раскрашенная вотивная стела, найденная в 1858 году Франсуа Огюстом Фердинаном Мариетом в заупокойном храме Хатшепсут в Дейр-эль Бахри [5].

На лицевой стороне стелы Анх-эф-на-Хонсу изображен в виде человека, предстоящего божеству (фигура справа); подпись под этой фигурой гласит:

«Усопший, пророк Монту, владыки Фив, для которого [т.е. для усопшего] открываются двери неба в Фивах, Анх-эф-на-Хонсу».

Имя этого жреца упоминается и в текстах на обеих сторонах стелы. Согласно переводу, выполненному в 1904 году сотрудником музея Булака Эмилем Бругшем, в заключительных строках надписи на оборотной стороне утверждается:

«Усопший нх-эф-на-Хонсу покинул толпы и соединился с теми, кто пребывает во свете, он отворил обитель звезд (Дуат); и ныне усопший Анх-эф-на-Хонсу вышел в день, дабы делать все, что будет ему угодно, на земле, среди живых» [6].

Более современный перевод (1982 года) гласит:

«О, избавитель тех, кто пребывает в солнечном свете, открой ему нижний мир! Воистину, Осирис Анх-эф-на-Хонсу выйдет днем, дабы делать всё, что он желает, на земле, среди живых» [7].

Роль в истории Телемы

Стих I:36 Книги Закона гласит:

«Писец мой, Анх-эф-на-Хонсу, жрец из царского рода, да не изменит книгу сию ни в единой букве; но, дабы не было глупости, пусть истолкует ее по мудрости Ра-Хор-Хуита».

Следуя этому стиху Кроули принял имя этого жреца как одно из своих магических имен и использовал его как подпись для своего «Комментария» к Книге Закона. Кроме того, Кроули считал себя реинкарнацией Анх-эф-на-Хонсу; в 1912 году он опубликовал в «Эквиноксе» рассказ под названием «Liber 59. Через пучину», в котором представил свои воспоминания о том воплощении, отнеся его к периоду перехода от Эона Исиды к Эону Осириса. По словам Кеннета Гранта,

«Кроули объявил себя новым воплощением магического потока, представленного тем жречеством, к которому принадлежал Анх-эф-на-Хонсу» [8].

Примечания

1. Abd el Hamid Zayed. “Painted Wooden Stelae in the Cairo Museum”. // Revue d'égytologie, 20 (1968). Р. 149-152.
2. Hermann Ranke. Die ägyptischen Personennamen. 3 vols. Glückstadt: Verlag J. J. Augustin, 1935. 1:87.
3. Это устаревшее представление. В действительности египетское –f — это просто местоимение мужского лица единственного числа («он»).
4. Sr. Lutea. “Who And What Are Those Egyptian References In Liber Resh?”. // The Scarlet Letter, Vol. VII, No. 2, 2002.
5. Cynthia May Sheikholeslami, “The burials of the priests of Montu at Deir el-Bahari in the Theban necropolis”. // The Theban necropolis: Past, present and future, ed. by Nigel C. Strudwick and John H. Taylor. London: British Museum Press, 2003. Р. 131—137.
6. Алистер Кроули. Равноденствие богов. Закон для всех. М.: Ганга, Телема, 2010. Перевод А. Блейз. С. 399-400.
7. Ibid., с. 405.
8. Kenneth Grant. Nightside of Eden. London: Frederick Muller Ltd., 1977. Р. 133, n. 9.